Форт № 5
Памятник оборонительного зодчества и военно-исторический мемориальный комплекс
Южный мол длиной 650 метров построен на северной оконечности Балтийской косы в 1769-1836 годах для защиты от непогоды фарватера входа в гавань Пиллау, а также предотвращение размыва и обмеления пролива и заносов его песком. Строительство Южного мола сильно зависело от погоды и осуществлялось исключительно во время штиля, отчего шло очень медленно. Возводили Южный мол из огромных валунов, которые скрепляли между собой железными якорями, заполняя пространство между ними песком и цементом.
3 сентября 1887 года на северо-западной оконечности Южного мола, так называемой "голове", был построен навигационный знак, представлявший собой восьмиугольную в плане башню с огнем зеленого цвета. Навигационный знак Южного мола указывал заходящим в пролив судам правую границу безопасного сектора фарватера.
Южный мол без существенных повреждений пережил Первую и Вторую мировые войны, в послевоенное время навигационный знак в "голове" мола был разрушен, в настоящее время на оконечности Южного мола установлен новый металлический навигационный знак с огнем зеленого цвета. В 2006-2009 годах Южный мол отреставрирован по заказу Росморпорта. В настоящее время длина Южного мола составляет около 1060 метров.