Форт № 5
Памятник оборонительного зодчества и военно-исторический мемориальный комплекс
Возведенные в 1866-1869 годах по проекту талантливого архитектора Людвига фон Астера, Железнодорожные ворота стали важной частью истории Кёнигсберга. Когда городские оборонительные укрепления утратили свое значение, на их месте появилась улица Дойч-орден-ринг (ныне Гвардейский проспект), а сами ворота продолжили служить транспортной артерией, соединяя город с портовым Пиллау.
Это архитектурное сооружение впечатляет своей продуманной конструкцией: два элегантных стрельчатых пролета (южный построен в 1866 году, северный - в 1889) обрамлены декоративной кирпичной кладкой. По бокам от арок расположены казематы с амбразурами, а с внешней стороны сохранилась кордегардия - свидетельство былого оборонительного назначения.
Послевоенная судьба ворот сложилась непросто: железнодорожная ветка пришла в запустение, а рельсы окончательно исчезли в конце 1990-х. Однако в 2007 году начался новый этап в истории памятника - он был передан Областному историко-художественному музею и получил статус объекта культурного наследия регионального значения.
Реставрационные работы, завершенные в 2013 году, вернули воротам былое великолепие. Особенно преобразился южный пролет, который теперь украшают стеклянные вставки. А с 2017 года в помещениях ворот разместился современный "Центр популяризации наук имени Фридриха Вильгельма Бесселя", соединивший в себе историческое наследие и научный прогресс.